Главная » Статьи » Териберка глазами военных

Смерть в режиме молчания

Смерть в режиме молчания


Четверг, 27 Января 2005 г. 18:32 (ссылка) + в цитатник
Прочитало: 0 за час / 2 за неделю
27.01.61- Гибель ДРПЛ "С-80"

Средняя дизельная подводная лодка С-80, приспособленная для запуска крылатых ракет, 25 января 1961 года вышла в дальний полигон Баренцева моря - туда, где сейчас покоится на грунте атомный подводный крейсер «Курск». Вышла ненадолго – на несколько дней. На борту - 68 человек, включая второго командира. Последний раз субмарина дала о себе знать в 23.00 26 января. Командир капитан 3-го ранга Анатолий Ситарчик доложил, что все задачи боевой подготовки выполнены, и просил «добро» на возвращение в базу. «Добро» дали. Но в 00 часов 47 минут 27 января радиосвязь прервалась. С-80 в Полярный не вернулась.

В тот же день комфлота выслал на поиски два эсминца и спасательное судно. Район, в котором исчезла С-80, отстоял от побережья на 50 миль и занимал площадь 384 квадратные мили. Глубины - от 200 метров и ниже. Зимний шторм швырял корабли, моряки тщетно пытались разглядеть сквозь снежные заряды черный силуэт субмарины иди хотя бы черное масляное пятно на воде.
На следующий день по флоту объявили аварийную тревогу, и на поиски С-80 вышли еще два эсминца, четыре малых противолодочных корабля, корабль разведки и спасательное судно.
Полярный притих в недобром предчувствии. Увы, день, точнее, глухая арктическая ночь не принесла никаких вестей. Тогда начался массированный поиск с привлечением авиации, подводных лодок и рыболовецких судов с их придонными тралами и поисковой аппаратурой. Вдоль береговой линии летали пограничные вертолеты. Радиотехнические посты просеивали на своих экранах каждое пятнышко засветки.
О мертвых - либо хорошее, либо ничего. Это этическое правило не распространяется на моряков. Командир отвечает за все, что случилось на корабле и с кораблем, даже если он мертв.
Не миновала эта участь и навечно 36-летнего командира С-80 капитана 3-го ранга Анатолия Дмитриевича Ситарчика.
Вот что пишет о нем и об обстоятельствах катастрофы его бывший непосредственный начальник, командир дивизии подводных лодок Северного флота, а ныне адмирал флота Георгий Егоров: «Подводные лодки с крылатыми ракетами на борту - сложные по устройству корабли. Поэтому нам (офицерам штаба. - Н. Ч.) приходилось часто выходить в море на этих кораблях, изучать личный состав, особенно командиров. Тогда-то я и обратил внимание на одного из них. В море он допускал оплошности, часто нервничал, что совершенно недопустимо для подводника. Я не раз обращался к командующему подводными силами контр-адмиралу Г. Т. Кудряшову с просьбой отправить этого командира на тщательную медицинскую проверку для определения его психологического состояния, но этого сделано не было.
Вскоре я снова вышел в море на той же подводной лодке для проверки работы всех ее систем при глубоководном погружении с рабочей глубиной до 170 метров.
Испытания показали, что прочный корпус, забортные отверстия, механизмы в основном удовлетворяют предъявляемым требованиям. Но снова возникли серьезные претензии к командиру корабля. Поэтому я приказал начальнику штаба дивизии капитану 1–го ранга Н. М. Баранову не отправлять лодку в море, а заняться совершенствованием подготовки командира и личного состава непосредственно в базе».
Распоряжение комдива не выполнили, С-80 «выпихнули» на отработку плановой курсовой задачи. О, этот всемогущий идол - план!
Капитан 1 -го ранга Егоров находился на мостике плавбазы «Иртыш», когда из перехваченной радиограммы узнал, что С-80 отправлена в море.
«Не вступая в полемику, - пишет Георгий Михайлович, - а сославшись на прогноз погоды, дал радиограмму в штаб подводных сил: «В связи с приближающимся ураганом прошу ПЛ С-80 срочно возвратить в базу».
Приближение шторма уже чувствовалось по многим признакам.
Я приказал отправить в море часть лодок с рейда и погрузиться на глубину в назначенных районах. И, находясь на мостике плавбазы «Иртыш», которую носил на якорях с борта на борт ураганной силы ветер со скоростью 25-30 метров в секунду при сплошных снежных зарядах, следил по локации за состоянием кораблей на рейде. От командиров лодок периодически поступали доклады о положении дел. Прошла радиограмма от подводной лодки С-80. Поскольку она была адресована штабу подводных сил, мы не смогли ее раскодировать. Полагал, что моя просьба выполнена, командир С-80 подтвердил приказание штаба о возвращении, и лодка направляется в базу.
Уже на рассвете получаю доклад: «Узел связи флота постоянно вызывает подводную лодку С-80. Ответа от нее нет».
Каких только не возникло тогда предположений о причинах молчания корабля. Командир С-80, не получив распоряжения штаба о возвращении в базу, мог пойти на погружение, чтобы укрыться от шторма под водой.
Решение тренировать экипаж при плавании под РДП в условиях тяжелого шторма в полярную ночь не было вызвано острой необходимостью. Мои сомнения относительно возможностей этого командира, к несчастью, подтвердились.
После подъема лодки с грунта проверка журнала радистов показала, что приказа штаба подводных сил о возвращении С-80 в базу на корабль не поступало. Значит, моя просьба не была удовлетворена командованием подводных сил».
...Известно, что мнения начальников и подчиненных часто расходятся. Бывшему лейтенанту, а ныне Герою Советского Союза вице-адмиралу запаса Евгению Чернову командир С-80 помнится совершенно другим человеком: «Это был смелый, решительный и грамотный подводник. Отец его, генерал-авиатор, погиб во время войны. Анатолий Дмитриевич выходил в море в отцовском летном шлеме и его перчатках. Это был его талисман. Не знаю, взял ли он с собой эти реликвии в тот последний выход...»
Только через неделю - 3 февраля - рыбаки с траулера РТ-38 обнаружили в трале аварийный буй, которым обозначают место, где затонула лодка. На нержавеющей табличке разобрали тактический номер - С-80.
Никто из рыбаков не мог точно указать, где и когда они затралили буй. Штурманы пытались по расчетам вероятного дрейфа уточнить место. Нанесли на карты район, где штормом могло оборвать буй. Искали до 16 февраля. Взять бы чуть севернее всего на полторы мили, и лодку бы нашли. Но никто не пересек 70-ю, будто заколдованную параллель. Правда, если бы тогда и обнаружили С-80, помочь ей было бы нечем - мощную судоподъемную фирму «ЭПРОН» Хрущев давно расформировал. «Под аварию» главкому ВМФ СССР удалось выбить деньги на развитие спасательных средств. Тогда-то спроектировали и построили «Карпаты», специальное судно для подъема затонувших лодок.
Подлодку- нашли 23 июля 1968 года. С-80 лежала на твердом грунте на ровном киле, накренившись на правый борт.
Первые обследования с помощью спускаемой водолазной камеры показали: оба аварийно-спасательных буя - носовой и кормовой - отданы. Значит подводники были живы по меньшей мере в обоих кормовых отсеках. Верхний рубочный люк задраен.
Никаких видимых повреждений ни легкий, ни прочный корпуса не имели. Особое внимание обратили на рули; горизонтальные застыли в положении «на всплытие», вертикальный же был переложен «лево на борт». Именно по этим последним «телодвижениям» корабля была составлена потом версия гибели.
После долгих проволочек и кадровых неурядиц была сформирована экспедиция особого назначения (ЭОН). Ее командир капитан 1-го ранга Сергей Минченко - истинный герой этой судоподъемной эпопеи. Ведь начинать приходилось практически с нуля. Поднять с глубины 200 метров подводную лодку - задача более чем сложная.


С-80... Всплытие спустя восемь лет. Териберка. 1969

Минченко вспоминает: - С-80 перетащили в безлюдную бухту Завалишина, что под Териберкой, и поставили на понтоны. Как быть дальше? Специалисты из минно-торпедного управления уверяли государственную комиссию, что при осушении отсеков торпеды, пролежавшие столько лет под водой, при перепаде давления могут взорваться. Они почти убедили руководство не рисковать и подорвать лодку, не осушая ее, не извлекая тел погибших. При этом терялся весь смысл напряженнейшего труда - поднять корабль, чтобы выяснить причину его гибели.
Однажды вечером ко мне приходит минер, капитан 2-го ранга (фамилию, к сожалению, не помню): «Разрешите, я проникну в первый отсек и приведу торпеды в безопасное состояние!» Риск огромный, и все-таки я разрешил. Очень важно было выяснить обстоятельства катастрофы. Ночью отправились с ним на С-80. Кавторанг, одетый в легководолазное снаряжение, скрылся в люке. Я страховал его на надстройке. Наконец он вынырнул: «Все. Не взорвутся».
Утром - совещание. Докладываю: работать можно. Как, что, почему?! Рассказал про ночную вылазку. Взгрели по первое число за самовольство. Но председателем госкомиссии был Герой Советского Союза вице-адмирал Щедрин, сам отчаянный моряк. Победителей не судят. Отсеки осушили. Началась самая тягостная часть нашей работы: извлечение тел.
Рассказывает вице-адмирал запаса Ростислав Филонович:
- Мне пришлось первому войти в отсеки С-80. На это право претендовали и особисты, и политработники, но решили, что сначала субмарину должен осмотреть кораблестроитель. Я вошел в лодку с кормы - через аварийный люк седьмого отсека. Тела подводников лежали лицом вниз. Все они были замаслены в соляре, который выдавило внутрь корпуса из топливных цистерн. В нервом, втором, третьем и седьмом отсеках были воздушные подушки. Большинство тел извлекли именно из носовых отсеков. Все тела поражали своей полной сохранностью.Многих узнавали в лицо - и это спустя семь лет после гибели! Медики говорили о бальзамирующих свойствах морской воды на двухсотметровой глубине Баренцева моря...
То, что открылось глазам Филоновича, даже в протокольном изложении ужасно. Хлынувшая в средние отсеки вода прорвала сферические переборки из стали толщиной в палец, словно бумагу. Лохмы металла завивались в сторону носа - гидроудар шел из пятого дизельного отсека. Вода срывала на своем пути механизмы с фундаментов, сметала рубки и выгородки, калечила людей... В одном из стальных завитков прорванной переборки Филонович заметил кусок тела. Почти у всех, кого извлекли из четвертого и третьего отсеков, были разможжены головы.
Участь тех, кого толстая сталь прикрыла от мгновенной смерти, тоже была незавидной: они погибли от удушья. Кислородные баллончики всех дыхательных аппаратов (ИДА) были пусты. Но прежде чем включиться в «идашки», моряки стравили из парогазовых торпед сжатый воздух в носовой отсек.
Не все смогли выдержать пытку медленным удушьем. В аккумуляторной яме второго (жилого) отсека нашли мичмана, который замкнул руками шину с многоамперным током... Еще один матрос затянул на шее петлю, лежа в койке. Так и пролежал в петле семь лет...
Остальные держались до последнего. В боевой рубке на задраенной крышке нижнего люка обнаружили старпома, капитана 3-го ранга В. Осипова и командира ракетной боевой части (БЧ-2) капитан-лейтенанта В. Черничко. Первый нес командирскую вахту, второй стоял на перископе как вахтенный офицер. Кто из них первым заметил опасность – не скажет никто, но приказ на срочное погружение из под РДП отдал, как требует в таких случаях Корабельный устав, капитан 3-го ранга Осипов.
Тела командира С-80 и его дублера капитана 3-го ранга В. Николаева нашли в жилом офицерском отсеке. По-видимому, оба спустились в кают-компанию на ночной завтрак. Катастрофа разыгралась столь стремительно, что они едва успели выскочить в средний проход отсека...
Рассказывает бывший главный инженер экспедиции особого назначения, ныне контр-адмирал-инженер Юрий Сенатский.
- В бухту Завалишина, где стояла на понтонах С-80, подогнали СДК (средний десантный корабль). В десантном трюме поставили столы патологоанатомов. Врачи оттирали замасленные лица погибших спиртом и не верили своим глазам; щеки мертвецов розовели! В их жилах еще не успела свернуться кровь. Она была алой. Врачи уверяли, что на запасе отсечного воздуха подводники могли вполне протянуть неделю. Неделю ждать помощи и уходить из жизни в бреду удушья...


Тела подводников С-80... Их можно было узнавать по лицам. 1969.

- Они пели «Варяга»! - уверял меня капитан медслужбы В. Коваль. Мы пили спирт вместе с остальными участниками «дезинфекции» С-80, и капитан готов был вцепиться в любого, кто усомнился бы в его словах. - Понимаешь, в кают-компании был накрыт стол... Они прощались. Они пели...
Потом погибших уложили в гробы, и СДК с приспущенным флагом двинулся в Полярный, в бухту Оленью.
Когда тела экипажа С-80 были преданы земле, точнее, вечной мерзлоте Оленьей губы, кадровики совершили свой ритуал - в комнате для сжигания секретных бумаг предали огню удостоверения личности офицеров и мичманов погибшей лодки.
На капитана 1-го ранга Бабашина легла еще одна нелегкая обязанность: рассылать родственникам погибших подводников их личные вещи. Было куплено 78 одинаковых черных фибровых чемоданов. В каждый положили по новенькому тельнику, бескозырке... У кого сохранились часы - положили и их. Перетрясли баталёрки, нашли письма, книги, фотоаппарат. И поехали по всему Союзу фибровые чемоданы и цинковые гробы с «грузом 200».
Прошло 36 лет. Не бог весть какая древность. Но за это время на флоте сменилось не одно поколение, так что узнать что-либо о погибших чрезвычайно трудно. Лишь отрывочные сведения от тех, кто когда-то сам служил на С-80 или дружил с кем-то из экипажа. Вот что рассказал о капитан-лейтенанте Викторе Черничко его сослуживец капитан 1-го ранга в отставке Бабашин:
- В памяти остался как весельчак, гитарист, лыжник, боксер. Нос, как у всех боксеров, был слегка кривоват, но это даже ему шло... Успеху у женщин эта его «особинка» не мешала. А вообще-то был добрый семьянин, отец двоих детей. Заядлый лыжник. Иной раз прибегал прямо к подъему флага, сбрасывал лыжи - и в строй.
Высококлассный ракетчик, выпускник Севастопольского военно-морского училища имени Нахимова. Он уже получил назначение на большую ракетную подлодку 651-го проекта. Мог и не ходить в море, но взялся подготовить своего преемника - командира ракетной группы Колю Бонадыкова. «В последний раз, - говорил, - схожу, и все». Вот и сходил в последний раз...
Точные обстоятельства гибели С-80 не установлены и по сию пору. Есть лишь более или менее убедительные версии. С-80 относилась к классу средних дизельных торпедных подлодок. Но в отличие от других (лодок 613-го проекта было построено свыше двухсот) она могла нести и две крылатые ракеты, расположенные в герметичных контейнерах за рубкой. По сути дела, была испытательной платформой для нового морского оружия. Была и еще одна техническая особенность, возможно, сыгравшая роковую роль.
- Шахта РДП (труба для подачи воздуха к дизелям с перископной глубины. - Н. Ч) на С-80 была шире, чем на других «эсках», - говорит моряк-подводник старший мичман В. Казанов. - В тот день море штормило и был хороший морозец. Волна, как видно, захлестывала шахту, и на верхней крышке намерз лед. Лодка пошла на глубину, а крышка не закрылась... Вода рванула в пятый отсек, где два моряка пытались уберечь корабль от катастрофы. Мы их там и нашли...
А вот выводы Сергея Минченко:
- Положение вертикального руля С-80 - 20 градусов на левый борт - говорит о том, что подводная лодка вынуждена была резко отвернуть, чтобы избежать столкновения. Никаких скал и рифов в районе плавания не было. Скорее всего, лодка пыталась разойтись с неизвестным судном...
Что же это за «неизвестное судно», которое неожиданно оказалось в полигоне боевой подготовки? Ни советских кораблей, ни рыболовецких траулеров там в тот день не было. Это подтверждают все оперативные службы. Но если вспомнить, как часто появлялись и появляются поныне в прибрежных водах Кольского полуострова иностранные подводные лодки, нетрудно предположить, что командир С-80 увидел в перископ корабль-разведчик, шедший без отличительных огней и потому особенно малозаметный в полярную ночь, да еще в слабосильную оптику. Вполне понятен был интерес военно-морской разведки НАТО к необычной подводной лодке с ракетными контейнерами.
Итак, у С-80 не было прямого столкновения с неизвестным кораблем, но был опасный маневр, вызванный появлением этого корабля в запретном районе. Маневр, который в силу случайности стал роковым. Так что С-80 - не жертва обстоятельств, а боевая потеря, понесенная флотом в ходе тихой, но отнюдь не бескровной подводной охоты в океане.
Последнюю точку над «i» в моем расследовании трагедии С-80 поставил ее бывший старпом, переведенный за несколько лет до гибели субмарины на другой корабль, ныне вице-адмирал запаса Евгений Чернов:
- Лодки не должны тонуть, как вы понимаете, при срочном погружении из-под РДП даже при обмерзании поплавкового клапана. В любом случае подача воздуха к дизелям из атмосферы перекрывается мощной захлопкой. Как только С-80 стала уходить на глубину, матрос-моторист бросился перекрывать воздушную магистраль, из которой била вода. Он отжимал рычаг захлопки вправо, а надо было - влево.Парень жал с такой силой, что согнул шток. Он был уверен, что перекрывает, на самом же деле открывал по максимуму. В чем дело? В пустяке. Матрос этот был прикомандирован с другой лодки, где воздушная магистраль перекрывалась не влево, а поворотом рукоятки вправо. Матрос не знал этой особенности. Выходит, виновен в гибели С-80 тот, кто не успел или забыл предупредить его об этом. Кто? Командир отделения? Старшина команды? Командир группы? Инженер-механик? Кому легче от того, что вина за катастрофу распределилась по этой цепочке? Тем более что подобных «чужаков» на лодке было семь человек, не считая офицеров-дублеров. Порочная практика прикомандирования специалистов с других кораблей за несколько часов до выхода в море, увы, существует и поныне, несмотря на приказы и инструкции. Нечто похожее произошло и на атомной подводной лодке К-429 в 1983 году – из 87 положенных по штату там были 47 прикомандированных. Но это другая печальная история.

Н. Черкашин Повседневная жизнь российских подводников: В отсеках холодной войны. М. Молодая Гвардия, 2000

С-80
проект 613, 644, заводской номер 801


фотографии

C-80 проекта 644

фото: корпус плс «С-80» в губе Териберка
дата: 1969 год, июль (приблизительно)
автор: неизв.
предоставил: В. Костриченко



историческая справка

http://www.submarines.narod.ru/Substory/5_613_80.html


1948 год 8 декабря
зачислена в списки кораблей ВМФ.

1950 год 13 марта
заложена на эллинге судостроительного завода № 112 «Красное Сормово» им. А.А. Жданова в гор. Горьком как головная средняя подводная лодка проекта 613.

1950 год 21 октября
спущена на воду.

1950 год 1 ноября
переведена вниз по Волге и Каспию в гор. Баку на сдаточную базу завода для прохождения сдаточных испытаний.

1950 год с 31 декабря по 26 апреля 1951 года
выполнила программу швартовых испытаний.

1951 год с 27 апреля по 28 июня
выполнила программу заводских ходовых испытаний.

1951 год 9 июня
выполнила глубоководное погружение на 203 метров. В наиболее напряженных, по мнению инженеров, местах корпуса установили приборы, измеряющие деформацию конструкций, саму лодку с экипажем в отсеках на талях спасательного судна опускали на заданную глубину.

1951 год 2 декабря
после окончания государственных испытаний и устранения всех выявленных дефектов подписан приемный акт, пл вступила в строй.

1952 год 6 августа
временно включена в состав ККФл.

1953 лето
переведена по внутренним водным системам из гор. Баку в гор. Северодвинск.

1953 год 9 ноября
включена в состав 162-й брпл 33-й дпл СФ с базированием в Екатерининской гавани.

1953 год по 1955 год
несколько раз переходила из гор. Полярного в гор. Северодвинск для обеспечения испытаний в Белом море больших подводных лодок 611 проекта.

1957 год
перешла в гор. Горький для ремонта и модернизации.

1957 год с 1 июля по апрель 1959 года
на судостроительном заводе «Красное Сормово» в гор. Горьком выполнены модернизационные работы по проекту 644. Для прохождения испытаний пл переведена в гор. Северодвинск, временно подчинена 162-му днпл 339-й брстремпл БелВМБ.

1960 год 15 января
выполнила программу заводских и государственных испытания в акватории Белого моря, после чего совершила переход к постоянному месту базирования из гор. Северодвинска в губу Сайда. Включена в состав 212-й брпл 8-й дпл СФ.

1960 год 30 июня
отнесена к проекту 644.

1961 год 25 января
вышла в море из губы Сайда для отработки курсовых задач и совершенствования задач одиночного плавания. На борту находилась часть личного состава экипажа «С-164» во главе с командиром кап. 3 ранга Николаевым В.А.

1961 год 27 января
около 00.30 с борта пл поступило последнее сообщение, больше пл на связь не выходила и на запросы не отвечала. По заключению комиссии, расследовавшей исчезновение лодки, пл в 01.30 затонула из-за поступления воды через шахту РДП вследствие обмерзания поплавкового клапана, все находившиеся на борту в количестве 68 человек погибли. подробнее >>

1961 год 14 марта
исключена из состава ВМФ. Прибывшая на СФ комиссия Министерства обороны под председательством маршала Советского Союза Рокоссовского К.К. не смогла однозначно назвать причины гибели лодки, сделав лишь заключение, что «…на лодке произошла тяжелая авария, связанная с поломкой техники, с которой экипаж в условиях урагана не смог справиться». По результатам расследования был снят с должности командира бригады кап. 1 ранга Сухомлинов В.И.

1968 год 23 июня
обнаружена спускаемой наблюдательной камерой спасательного судна «Алтай» на глубине 196 метров без дифферента с креном 35-37º на правый борт в точке с координатами 70°01'23" с.ш., 36°35'22" в.д. В общей сложности в сложных и опасных условиях операторы произвели девять спусков в опускаемом аппарате продолжительностью по 2 - 4 часа.

1969 год 9 июня
силами специального сформированного ЭОН-10 под командованием кап. 1 ранга Минченко С.В. начаты работы по подъему пл.

1969 год 5 июля
с помощью глубоководных гиней СПС «Карпаты» пл оторвана от грунта и перемещена на 60 метров в сторону где вновь опущена на грунт.

1969 год 10 июля
при абсолютном штиле и сплошном тумане СПС «Карпаты» снялось с бочек и начало буксировку вместе с приподнятой над грунтом лодкой со скоростью 2,5 узла. Через 38 часов пл уложена на грунт на глубине 51 метров в бухте Завалишина Териберского залива для переотстропки легководолазами.

1969 год 24 июля
в 20.30 пл всплыла на поверхность и отбуксирована в губу Наша Териберского залива.

1969 год август
на борт СПС «Карпаты» прибыла и начала работу государственная комиссия сформированная из высококвалифицированных специалистов ВМФ и Минсудпрома под председательством Героя Советского Союза вице-адм. Щедрина Г.И.

1969 год октябрь
расформирована ЭОН-10, пл ввиду нецелесообразности проведения восстановительных работ взорвана и разделана на металл на базе «Главвторчермета» на мысе Зелёный в Кольском заливе. Часть конструкций пл оставлены на берегу бухты Завалишина. Там же, в районе 1-го Титовского ручья, находится неизвестное захоронение, предположительно, СПК кап. 3 ранга Осипова В.Е. и КБЧ-2-3 кап. л-та Черничко В.П., которые в момент аварии находились в боевой рубке.


Бортовые номера: 552 (...1961).


командиры:
войсковая часть 31082

 

1.  Куприянов В.М. (1950 – 1951);
•  Шумаков В.П. (1951 – 1955);
•  Ситарчик А.Д. (..?.. – 01.1961).


экипаж подводной лодки


фотографии

экипаж C-80 проекта 644

фото: экипаж плс «С-80» в гор. Баку (предположительно). В центре с девочкой на руках командир пл кап. 3 ранга Ситарчик А.Д., слева от него СПК кап. л-т Чернов Е.Д.
дата: 1959 год, июль (предположительно)
автор: неизв.
предоставила: Н. Гаврилова



историческая справка экипажа


1948 год 8 декабря
сформирован экипаж.

1961 год (приблизительно)
расформирован экипаж.


дополнительно:
 

С-80 проекта 644

фото: памятник экипажу «C-80» в пос. Оленья Губа. На табличке текст: «Вечная память подводникам экипажа «С-80», погибшего при исполнении служебных обязанностей 21.01.61 г.»
дата: 2004 год, сентябрь
автор: И. Курганов


фото: памятник экипажу «C-80» в пос. Оленья Губа, табличка с именами погибших (левая)
дата: 2004 год, сентябрь
автор: И. Курганов

C-80 проекта 644


фото: памятник экипажу «C-80» в пос. Оленья Губа, табличка с именами погибших (левая)
дата: 2004 год, сентябрь
автор: И. Курганов

C-80 проекта 644


•  Фотоальбом экипажа «С-80»

•  Захар В.Р. Мартиролог катастроф: «С-80»

•  Описание проекта 613


источники:

 

•  Бережной С.С. «Подводные лодки России и СССР», рукопись;
•  Кузин В.П., Никольский В.И. «Военно-Морской Флот СССР 1945-1991 г.», Историческое морское общество, СПб, 1996 г.;
•  Воспоминания ветеранов ВМФ - участников событий.


Благодарим Н. Гаврилову за предоставленные фото.
Большая просьба ко всем, кто может что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с автором по e-mail: atropus2000@mail.ru


главная | справочник | гостевая
main | directory | the guest book


© 2009 - 2010 Составитель Илья Курганов и Андрей Николаев. Набор текста Константин Романчук. Все права защищены. Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.


© 2000 сайт «Русский Подплав» www.submarines.narod.ru

Рейтинг@Mail.ru   Rambler's Top100   HotLog   Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!






Источник: http://www.submarines.narod.ru/Substory/5_613_80.html
Категория: Териберка глазами военных | Добавил: kustic (14.11.2011)
Просмотров: 9633 | Комментарии: 186 | Теги: Териберка, Северный военно-морской флот, История | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 5
5 Victorjiv  
0
Здравствуйте товарищи!
Мы будем рады Вас видеть у нас на интернет ресурсе
https://es.gpsmyway.com/viewtopic.php?f=16&t=11732
http://sexylegs.shop/nl/blog/2017/10/01/netkousen-kopen-doe-je-online-bij-sexy-legs?page=46#comment-2362
http://www.schalke04.cz/forum/viewthread.php?thread_id=127587

Решение владельца бизнеса заказать новый сайт под ключ либо модернизировать дизайн и функционал старого, как правило, продиктовано поиском новых точек роста. Мы разрабатываем и создаем удобные и красивые веб - сайты, которые надежно работают и легко редактируются, учитывая все пожелания Заказчика и тщательно проработав нишу клиента и конкурирующие интернет-сайты. Решив заказать сайт под ключ по отличной цене в нашей веб студии, Вы получите максимально качественный уникальный ресурс за свои деньги. Все этапы создания сайта (от регистрации доменного имени до установки ресурса на хостинг) мы возьмем в свои руки. Разработаем и создадим для Вас в Минске полноценный интернет-магазин, сайт визитку, лэндинг или корпоративный сайт недорого, качественно и точно в срок.
Наша организация занимается свыше 10 лет ремонтом и обслуживанием оргтехники в городе Минске.
Всегда рады помочь Вам!С уважением,ТЕХНОСЕРВИC

4 Karlosinh  
0
Приветствую Вас уважаемые! <a href=https://video-camer.ru/catalog/velosipeda-tovary/>Велосипеда товары</a>

Автоаксессуары – это широкая группа товаров, которую можно условно разделить на 3 подкатегории: автомобильные аксессуары для интерьера, экстерьера и полезные приспособления. Каждая из них включает в себя большое количество товаров разных типов.Предметы интерьера салона-Эти аксессуары предназначены для использования внутри салона автомобиля. Они служат для обеспечения большего комфорта водителя и позволяют держать различные мелочи под рукой.Элементы экстерьера-Назначение этих аксессуаров самое разное – от декора до перевозки грузов, которые не умещаются в багажник. Полезные приспособления-Эти автоаксессуары для авто помогут водителю в самостоятельном обслуживании машины и уходе за ней.
От всей души Вам всех благ!

3 Bogdanszd  
0
Добрый день дамы и господа!
Более подробная информация размещена https://drive.google.com/file/d/1dvAKJyEOOME6UOwkqlaXD570mM28fJWy/view?usp=sharing
Предлагаем Вашему вниманию изделия из стекла для дома и офиса.Наша организация ООО «СТЕКЛОЭЛИТ» работает 10 лет на рынке этой продукции в Беларуси.Офис сегодня – это не пыльная комната в панельном здании, а лицо компании, его визитная карточка. Во многом это определяет интерьер, но также огромное значение имеют дверные конструкции и стеклянные перегородки в офисе. Появившись в качестве перегородок достаточно давно, стеклянные стены использовались чаще всего просто в качестве разделителя помещения, и только недавно они вошли в список интерьерных изюминок. В своих конструкциях мы используем стекло от лучшего мирового производителя листового стекла AGC GLASS EUROPE.
Увидимся!

2 ppu-prof_Pr  
0
Наша группа опытных специалистов приготовлена предоставлять вам прогрессивные технологии, которые не только обеспечивают надежную протекцию от холодных воздействий, но и подарят вашему зданию трендовый вид.
Мы занимаемся с новейшими строительными материалами, гарантируя постоянный время работы и выдающиеся эффекты. Утепление облицовки – это не только экономия ресурсов на прогреве, но и заботливость о экологии. Экологичные технологии, какие мы применяем, способствуют не только личному, но и сохранению природы.
Самое основополагающее: <a href=https://ppu-prof.ru/>Услуги по утеплению фасадов частных домов</a> у нас стартует всего от 1250 рублей за м2! Это доступное решение, которое изменит ваш дом в истинный приятный уголок с небольшими затратами.
Наши достижения – это не только изолирование, это составление области, в котором каждый компонент отражает ваш персональный манеру. Мы рассмотрим все твои желания, чтобы преобразить ваш дом еще дополнительно уютным и привлекательным.
Подробнее на <a href=https://ppu-prof.ru/>https://ppu-prof.ru/</a>
Не откладывайте труды о своем доме на потом! Обращайтесь к исполнителям, и мы сделаем ваш дворец не только уютнее, но и по последней моде. Заинтересовались? Подробнее о наших работах вы можете узнать на нашем сайте. Добро пожаловать в сферу удобства и качественной работы.

1 agrohimzbg  
0
Здравствуйте друзья!
Простые (односторонние) минеральные удобрения содержат один какой-либо элемент питания. К ним относятся фосфорные, азотные, калийные и микроудобрения. Комплексные, или многосторонние, удобрения содержат одновременно два или более основных питательных элемента. В почвах обычно имеются все необходимые растению питательные элементы. Но часто отдельных элементов бывает недостаточно для удовлетворительного роста растений. На песчаных почвах растения нередко испытывают недостаток магния, на торфяных почвах – молибдена, на черноземах – марганца и т. п. Применение минеральных удобрений – один из основных приемов интенсивного земледелия. С помощью удобрений можно резко повысить урожаи любых культур на уже освоенных площадях без дополнительных затрат на обработку новых земель. Для внесения минеральных удобрений используются туковые сеялки.
Нам будет приятно видеть у нас на сайте
От всей души Вам всех благ!
http://www.nora9.com/vb/t12477-253.html#post203907
http://windowsdiscussions.com/members/barbertosjnr7406-520688.html
http://forum.actionpay.ru/profile.php?id=280068
https://forum.ventrilo.com/member.php?u=641839
https://www.bwh69.com/forum.php?mod=viewthread&tid=5210271&extra=

Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа


Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 91
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Locations of visitors to this page