Село как будто вымерло знойным полднем: ни
прохожего, ни машины... Нет, «железные кони» попадаются там и сям - без
колес, лобового стекла или вовсе «скелетированные». Только крики чаек,
воспитывающих непутевое подросшее потомство да редкий плеск волны.
Штиль.
http://www.mvestnik.ru/shwpgn.asp?pid=2013081510Териберка в последние десятилетия - невезучее
место. Только ленивый не вспоминал ее как пример умирающей северной
деревни, так и не оправившейся после падения советской власти. Потому
так неожиданно звучит реплика мурманской художницы Раисы Чебатуриной:
- Переселюсь-ка сюда совсем! Люблю я Териберку.
С
Раисой Сергеевной мы бродим по здешним песчаным пляжам. Самый большой,
который острословы окрестили Газпром-бич - под откосом дороги,
выстроенной к так и не выросшему на побережье газоконденсатному заводу.
Сколько копий было сломано вокруг ее строительства - мол, и раскопки
стоянки древнего человека на этом месте пришлось свернуть, и сельское
кладбище трасса потревожит... Однако пока по ней проезжают лишь редкие
автомобили желающих искупаться.
- Дорога
огромная, но если пройти до конца, увидишь: она в никуда, упирается в
скалу, - невесело рассказывает Чебатурина. - Такой вот символ.
Впрочем,
наша собеседница редко ходит по дорогам, все больше с тяжелым этюдником
на плече по нехоженым тропам, где и заблудиться несложно.
-
Как-то попался мне заплутавший турист, - смеясь повествует она. -
Говорю ему: «Не ходи в ту сторону, там медведя видели». - «Белого?!» -
Конечно, говорю, белого. А зимой у нас еще и пингвины по подъездам
греются!
На этюды Раиса Сергеевна приезжает
сюда уже лет пятнадцать. Териберка для нее - любовь с первого взгляда.
Маленький домик, выделенный местной администрацией, - своеобразная
творческая дача, где живут месяцами художница и ее кот. Выбирается, как
только основная служба позволяет: Чебатурина - главный художник театра
Северного флота.
- Тут и летом, и зимой хорошо,
- уверяет она. - Какие полярные сияния! А прибой из ледяных глыб на
берегу делает скульптуры, - их называют рубаны.
На
песке у наших ног треугольные следы - чайки натоптали. Вот они толпой
сидят на отмели, а среди белоснежных красоток затесался один брюнет -
ворон.
- Любит с ними тусоваться, к блондинкам
тянет его, - шутит моя собеседница. - Чайки шайкой живут, а вороны
парами, раз - и на всю жизнь. А знаете, как они поют? Да-да, не каркают,
а поют. Я как-то битый час уговаривала его, красавца. Спел-таки, причем
очень мелодично. А вон «щенята» побеждали, орут…
Щенятами
она называет чаячьих птенцов. Действительно, язык не поворачивается
назвать цыплятами этих подростков размером со взрослую птицу,
отличающихся от родителей лишь окрасом и совершенно детским поведением.
Прямо из песка вдруг выпрыгивает крошечная рыбка - песчанка.
-
Ты что, рыба, с ума сошла? - Раиса Сергеевна деловито относит в воду
экстремалку. Она разговаривает здесь со всем живым. Не понимает
художников, которые находят вдохновение лишь в местных руинах -
живописных остовах кораблей и прочей неустроенности:
-
Я этого не вижу, я смотрю «над», - глядите, какая красота! - на ее
пейзажах и впрямь не заметишь следов пребывания человека. Церковка
местная на холсте - и та призрачна, как воспоминание. Да так и есть: от
териберской церкви осталась одна память - селяне давным-давно разобрали
ее на дрова.
Так что на картинах - только
природа. Она тут энергичная, живая: будь то скалы, уходящие в море,
которые прозывают Три медведя, или сейды, в изобилии рассыпанные по их
уступам.
- Энергичная, но не всегда добрая, -
уточняет Чебатурина. - В округе есть места, которых боялась даже моя
собака, когда я ее привозила. В одиночку туда не суюсь. А то пару раз
бывало, стоишь у этюдника, пишешь - и ощущение, будто кто-то в спину
глядит. Нехорошо глядит. Со всех ног убегала оттуда. И падала, и руки
ломала, кстати. А есть такие уголки, где хорошо и спокойно.
Люди
- местные жители - к мурманчанке-дачнице до сих пор относятся, как к
диковинке, но в общем терпимо. Иногда за помощью приходят. Полиции,
скорой и пожарки тут нет, поэтому, как говорит наша хозяйка, если она
плохо себя чувствует, приходится или откладывать поездку в любимое село,
или хорошенько запасаться лекарствами. А в остальном - надейся на себя
да на Бога. Ну, МЧС иногда приезжает по вызову. Для иных териберчан
художница сама, как МЧС:
- Чуть какая беда -
звонят. Как-то позвонили: машина на перевале застряла в снегу. А я-то
чем помогу?! «Ну что-нибудь-то, - говорят, - сделайте!»
Сделать
«что-нибудь» самостоятельно селяне готовы не всегда. Мурманчанка
вспоминает, как на адресованное курящим на лавочке соседям предложение
починить упавший штакетник мужики отозвались: «Вот Путин приедет, пусть
он и чинит».
- Ну, пусть ждут, - пожимает плечами художница. И сетует: - Люди - толковые и работящие - на глазах сгорают от пьянства.
-
Когда питерские археологи здесь работали, мы с ними общались, спросила,
чего ищут. Оказывается, стоянку первобытного человека. А, говорю, не
там ищете. К магазину вечером подходите - все увидите!
Водка
есть, работы нет. Здешняя безработица, правда, вопрос спорный:
норвежские поселки сродни Териберке процветают за счет туризма. Было бы
желание. И от Мурманска недалеко, и рыбалка тебе, и грибы-ягоды, и
дайверам раздолье, и красота неописуемая...
Но
захотят и смогут ли териберчане зарабатывать на уникальности своего
места, принимать туристов - вопрос. Давно привыкли и смирились с
безысходностью? Или хорошо знают, что бизнес по-русски не каждому по
плечу? Кто был поактивней - уехал. Есть, правда, еще молодежь: совсем
зеленой пацанвы тут пруд пруди. Развлечений в селе немного, перспектив
тоже.
Несколько лет назад, кстати, Чебатурина
эпизодически занималась с местными детьми рисованием. И хотела бы
возобновить уроки, а не может - сердце не выдерживает. Поняла это
однажды, когда ребята под ее присмотром делали монотипию - нехитрые
красочные оттиски на бумаге. Ничего особенного, просто и доступно.
Измазались, как чертята. Поначалу смутились, можно ли. А услышав, что в
мастерской художника можно все, загорелись. После урока одна из девчушек
доверчиво подняла глаза на художницу и потрясенно заявила: «Это был
самый счастливый день в моей жизни»...
Но все
равно, когда художница приезжает из города после театральной суеты,
признается - как будто возвращается в родной угол. И хотя родина ее
совсем далеко, в Батуми, с его звездными ночами и южной красотой, домом
Раиса Сергеевна считает это неустроенное село:
- Здесь хорошо. Здесь чисто на душе становится.