Главная » Статьи » Дайвинг в Териберке |
Баренцево море, сафари. Июнь 2003 г
Сафари – странное слово
Баренцево море, сафари. Июнь 2003 г
Сафари – странное слово
От слова «сафари» веет сухим африканским ветром, ярким солнцем и незабываемыми приключениями. Если исключить сухой ветер и заменить его влажным морским, а все остальное оставить неизменным, то получим дайв-сафари - удовольствие для ненормальных дайверов. Почему ненормальных? А какой, скажите мне, нормальный человек добровольно согласится заключать себя в плавающую жестянку на весь период своего отпуска, испытывать постоянную качку и давящий шум генераторов, тесноту кабины, недостаток пресной воды и переизбыток невкусной пиши без наличия какой-либо альтернативы выбора? Заранее отказать себе во всех удовольствиях и развлечениях береговой жизни и обречь себя на аскетичное существование в плавающей тюрьме? И все из-за чего? Из-за призрачной надежды посетить слишком далёкие для береговых дайверов места и увидеть недоступное им. Я лично из когорты именно этих ненормальных. Однако следует заметить, что сафари сафари рознь. В Египте, например, сафари позволяет сходить на дальний юг, добравшись до тех мест, в которых не ступала нога берегового дайвера. Однако и там появилась прекрасная альтернатива – нырялка в Дахабе сейчас достаточно хороша и по качеству приближается к сафарийной. С другой стороны на Палау – сафари это просто проживание на корабле с отказом от береговых удовольствий – нырялка осуществляется что с берега, что с корабля в одних и тех же местах. На мой взгляд при такой постановке дела сафари теряет всякий смысл. Зачем лишать себя многого, да еще и переплачивать за это? Однако есть места, где сафари является единственной возможной формой организацией дайвинга – в таких местах отсутствуют береговые центры, позволяющие нырять в достаточно широком регионе с берега. Именно таким местом является Баренцево моря в районе Кольского полуострова – сафари единственная возможность понырять в этих местах. По этой причине когда я узнал, что клуб МГУ премировал меня недельным сафари на своем экспедиционном судне, я очень обрадовался представившейся мне возможности ознакомится с этим регионом – до этого я нырял на Белом море и Баренцевом в районе Керкинеса, а о красотах Кольсого полуострова был только в значительной мере наслышан.
Тяжкая судьба дайвера
Каждый раз собираясь в поездку понимаешь насколько «нелёгкий» ( прямом смысле этого слова) вид отдыха мы себе избрали. Особенно понимаешь это взвешивая свой багаж и прикидывая насколько он не вписывается в положенные 20 кг. Ещё тяжелее (опять же в прямом смысле этого слова) судьба подводных фотографов – помимо оборудования, имеющегося у всех, у них еще и подводная фототехника. А, как известно, фотоаппарат это не только хорошие снимки, но и 10-15 кг дополнительного груза. И что самое смешное, как правило все эти старания себя не оправдывают. Тому куча примеров. Так именно в этом сафари – ныряем, встречаем пиногора. Но маленького. Стоит широкий угол – досадно. Не мог снять – он на фото исчезающе мал. Второй дайв – ставлю макро. Опять встречаем пиногора. Но большого. Могу сфотографировать с метра только его глаз. Опять досадно… И так всегда!!! Но это так, отступление, поплакался и будет… В аэропорту Домодедово собирается вся наша небольшая группа. Борясь с весом и с желанием аэропортовых служащих обуть нас по полной программе садимся в самолет и летим. Через каких-то 2 часа мы в Мурманске. Нас встречают. На газели и микроавтобусе. Грузимся, вспоминаем, что не купили пива. Встречающие отказываются делать крюк до города, приходится идти в местный буфет (других вариантов в течении недели не будет). Производим там тотальное опустошение – после нашего визита пива в нем не остается. Грузимся, едем – до стоянки корабля 3 часа хода. По дороге знакомимся с группой – все дайверы исключительно опытные и не один раз ныряли на Баренцевом. Узнаю от них, что хорошей традицией эти мест служит поломки машин, перевозящих дайверов из/в аэропорт. При чем скорее именно в, а не из. В справедливости этого утверждения пришлось убедиться на обратном пути – у Газели, приехавшей за нами, срезало шкив, микроавтобус фольсваген на обратной дороге проколол два задних колеса, при этом он имел, естественно, только одну запаску и не имел ни баллонного ключа, ни насоса. Выручила случайно подвернувшаяся машина, отдав свой наполовину работающий насос, и мы чудом добрались до аэропорта, постоянно подкачивая одно из совршенно убитых колёс. Это было незабываемое финальное приключение! А сколько их было до того, в течении всей поездки…. Ради справедливости надо сказать: местные водители вызывают восхищение. Лично я бы на таких машинах на эту дорогу вообще бы не сунулся: острый щебень, полученный методом взрыва, явно норовит прорезать слабые шины неприспособленных для этого машин. А они все же как-то везут. И довозят…
Полярный день
Прилетев в Мурманск сразу понимаешь – тут что-то не так! Внимательно осматриваешь прилегающую местность – вроде все в порядке, мелкие сопочки, сосновый лес. И только тут вспоминаешь – время 10 вечера, а светло как днем. И так светло теперь будет постоянно. С одной стороны, конечно, прикольно. Не можешь определить сколько же сейчас времени, внутренние часы организма сбиваются. А с другой стороны данное природное явление не позволяет заняться любимым для меня видом дайвинга – ночным. Хоть днем ныряй, хоть ночью, все равно это будет дневной дайв. За то постоянный день добавляет свой штрих в экзотику данных мест – он добавляет понимание того, насколько ты далеко от дома и насколько тут все другое. Когда вылетали из Москвы было +25 и буйная зелень. Тут +4, листья еще не распустились, местами лежит снег, а на озерах такой лед, что в пору заниматься айс-дайвингом. По мере продвижения к посёлку Териберка (месту базирования нашего судна) леса сходят на нет, уступая место полярным березкам, низкорослым и скрюченным. В конце концов остются лишь голые камни кое-где покроытые мхом, и освещаемые несильным полярным солнцем. Дороги Кольского, час ночи: (здесь и далее кликнув на картинку вы можете рассмотреть её поподробнее)
Пиво приятно разнообразит монотонную дорогу. Вот наконец погран пост – въезжаем в погран зону. Был я в погран зонах Норвегии и Финляндии – никто ни у кого там ничего не проверяет, хотя проезжаешь прямо мимо военных частей, да еще и на автомобилях с иностранными номерами. Но у нас это возведено в правило – ради этого содержатся целые войска, занимающиеся совершенно ненужной деятельностью. Перед нами Териберка – одни из немногих еще живых поселков. Тяжкое впечатление он производит, особенно в два часа ночи, людей практически не видно и полярный день освещает разрушенные жилые дома и производственные здания. На все севере стоит запустение… Проезжаем в порт – и вот перед нами наш дом на ближайшую неделю – экспедиционное судно Картеш:
Страшилки
Встречает команда в полном составе. Помогают разгрузить и затащить на борт оборудование. Экскурсия по судну. Два блока кают. Каюты двух, тех и четырех местные, два душа, три туалета, водолазная палуба, все баллоны сталь в V вентилем, два зодиака и катер, воздушный компрессор, найтрокс и тримикс, спасательные средства, машинное отделение, ходовая рубка, кубрик команды, кают-компания в которой мы в конце концов и оседаем. Инструктаж, положенные для вновь прибывших страшилки: - закрывая за собой двери держитесь за ручку – двери шатает при качке и может повредить ладонь, лежащую на косяке. - выходя в шторм на палубу (конструкция судна не позволяет пройти из кают в кубрик или санузел минуя палубу) будьте осторожны – может сбить волной. - заходя помещение обращайте внимание на то, что дверь начинается в 10 см от пола – можно упасть - не ставьте ничего тяжелого на полки в каютах – ночью в качку может упасть на голову. - поднимаясь по вертикальным трапам (есть там и такие) будьте осторожны – можно сорваться. - сходя о трапу смотрите на притолоку – можно удариться головой. - и (самое страшное для меня) на еду не опаздывайте – останетесь голодными. Перепуганные до крайности, медленным шагом, держась за поручни и внимательно смотря под ноги крайне осторожно расходимся по каютам.
Все не так плохо!
Реальность, как это всегда и бывает, оказалась гораздо лучше: в качку попадали всего пару раз, двери никого не прищемили, тяжестью никого не придавило, и об притолоку я приложился всего раза три-четыре. Самое же приятное, что кормили всех, в том числе и опоздавших, кормили очень вкусно и от пуза. Огромное спасибо нашему судовому коку – так вкусно на сафари-ботах я еще не едал. Надо сказать, что корабль Картеш я видел и раньше – пересекались наши пути на Белом море. Но видеть это одно, а ходить на нём совершенно другое. Он рассчитан на 20 человек плюс 12 человек команды. Но нас всего 8, по этому мы расположились комфортно - по одному человеку в двухместных каютах. Для двух каюты, честно говоря, тесноваты, а для одного - чрезвычайно просторны! Удобная водолазная палуба, три зодиака. Короче по сравнению с большими сафари ботами Египта или Мальдив - корабль менее комфортен, а если сравнивать с тем, на чём мы в последний раз плавали в Бирму - так это просто царские хоромы! Поразило то, что одевшись на волдолзной палубе полностью ты надеваешь ласты и спускаешься по трапу в зодиак. Это действительно достаточно удобно – не надо в зодиаке корячится. И трап очень удобен.
С палубы в зодиак прямо в ластах. Команда помогает:
Из дополнительных удовольствий на борту помимо всяких там видео, аудио и караоке стоит непременно отметить водные лыжи, весьма прикольные в сухих костюмах, и, конечно, купание, возможность которого обеспечивается близостью трапа к душу с горячей водой.
Катание на лыжах – национальная забава
Кроме того суровый корабельный быт периодически разнообразился посиделками на берегу – мы регулярно высаживались для организации пикников, на которых нас кормили исключительным шашлыком!
А это все мы. Уж простите, если кого не видать
Надо сказать, что недостатки нашего судна – это всего лишь продолжение его достоинств. Оно принадлежит к классу судов с неограниченным районом плавания (хотя, наверное, самое маленькое из них) Его конструкция подчинена задачам борьбы за живучесть судна. По этому и высокие пороги (комингсы) и крутые трапы, тяжелые двери и прочие конструктивные особенности судна реально РАБОТАЮТ, а не существуют. И не очень понятно как эксплуатировать в высоких широтах более удобный, но менее безопасный корабль. Очень трудно представить себе в этом суровом море что-то типа красноморского сафари-бота.
Мы с вами по прежнему находимся в Баренцевом море….
…. которое по прежнему является частью Северного Ледовитого океана. Эти слова нам грели душу каждое утро на первом брифинге. А вообще-то организация дайвинга была на уровне все было продумано до мелочей. От удобной водолазной палубы, трапа и трех обеспечивающих нырялку моторок, до продуманности мест погружений и инструкторского сопровождения в ходе дайвов. Ради справедливости следует еще раз отметить, что нас было всего восемь человек, на корабле рассчитанном на 20 дайверов. Возможно по этому многие шершавости, которые могли бы возникнуть при большем количестве ныряющих, у нас просто не возникли.
Здесь принято выполнять всего по два дайва в день, хотя если захочешь никто препятствовать не будет и большему количеству. Однако считается, что больше двух дайвов в суровых северных условиях, как правило через пару дней могут привести к значительной усталости. Наверное, это так для многих, но не для меня: я периодически делал и по 3 дайва. Как уже писалось, ночных в это время года не бывает, а так бы выполнял бы и 4-й ночной. Корабль переходит на новое место нырялки как правило ночью. Давайте так называть то время, когда дайверы спят. Хотя нет, если так называть то время когда они спят, то все время окажется ночь… Короче корабль переходит на новое место, когда в Москве ночь. Или когда капитан решает, что чтобы не растрясти на качке клиентов, необходимо спрятаться в какой-либо губе от качки – погода тут совершенно непредсказуема и шторм может начаться в любой момент. Но это нас совершенно не пугало – мы полностью доверяли нашему кораблю, капитану и команде.
На переходе, поскольку все же полярный день был, мы могли непрерывно любоваться теми видами, что открывались нам вокруг. Солнце иногда позволяло сделать весьма интересные снимки: оно светило долго находясь очень низко над горизонтом – тени на скалах становились горизонтальными, что придавало скалам очень необычный вид. Кроме того в наших переходах нас очень часто сопровождали чайки.
Ребята, которые выступали в качестве гидов, до этого много лет ходили на этом судне в научные экспедиции, по этому они прекрасно знали места нырялок. Попадание было стопроцентное: что они планировали нам показать в очередном месте, то мы и видели. Даже как правило немного больше. Все баллоны были в V вентилями и все погружения осуществлялись с двумя регуляторами. Поскольку минимальная температура воды была около плюс двух градусов, это, наверное, оправданно. За всё сафари не было зафиксировано ни одного отказа оборудования. Как правило дайвы не выполнялись ниже 25 метров и дольше 40 минут. Тем не менее это ограничение было условно, и при соблюдении бади системы и условия заранее извещать инструктора, вполне могло быть изменено по Вашему желанию. Честно скажу, такого желания не возникало: самые интересны места были до 15-ти, метров, а 40 минут при +4 даже в сухаре вполне достаточно для того, чтобы начать подумывать о тёплом душе. Особо радовало то, что при выходе с зодиака на борт вас немедленно ждала чашка горячего чая или кофе.
Как приятно попивая чаёк не спеша делиться впечатлениями от увиденного, поглядывая свысока борта на то, как вокруг корабля плавали сначала тюлени пополам с китами малыми полосатиками. А однажды (на семиостровье) приплыла белуха и долго ходила кругами вокруг судна. При взгляде на неё показалось очень правильным, что мы с ней под водой не встречаемся...
И что же у нас там?
А впечатлений было масса. В ходе сафари мы посетили Дальние Зеленцы, губу Трящино, губу Прочниха, остров Харлов (заповедник Семиостровье), губу Красная, губу Кекурская, губу Долгая. Подытоживая впечатления от нырялки здесь можно сказать одно – замечательно! Температура воды была от +6 до +2 градусов. Видимость от 5-ти до 15 метров, но это крайности: обычно 8-10 метров. На первых метрах видимость плоха – сказывается смешивание тёплой и холодной воды. После этого все налаживается и начинаешь видеть то, ради чего ты сюда и приехал. Следуя принципу – лучше один раз показать, чем сто раз рассказать, показываю фото, сделанные в этой поездке.
Прежде всего: красивейшие ламинарные сады. На глубинах до 8-10 метров ламинарии мощнейшие, в них живут куча мелочи: Морская козочка Капрелла в лесу ламинарий На листе ламинарии - рачок изопода Голожаберный моллюск Дендронотус. выглядит космически изредка из-под ламинарного листа на вас взглянет грустный взгляд пока еще недоеденного камчатскими крабами пиногора
Спускаясь дальше вниз после границы произрастания ламинарий вы встретите одно из двух – либо каменные свалы идущие уступами в бездну, либо песчаные откосы из ярко-белого песка. Именно на одном из откосов я повстречался со станной Креветка Склерокрангон - она чем-то напоминает каменного лобстера в Тае, только маленькая. И весьма по деловому закапывается в песок, для съемки её приходится постоянно от туда откапывать. Интересно чем она питается при таком зарытом образе жизни? Раки – отшельники прекрасно видны на откосах: и при этом весьма нахальны – либо совершенно не реагируют на дайвера, либо реагируют весьма вяло Хитон живут и на откосах бывают и такие фантастические создания: это Актиния Цериантария. На каменных свадах природа более разнообразна но и тут живут
наглые отшельники звездочи офиуры которым просто незачем быть большими – они не
силой раскрывают ракушку чтобы её съесть, а пользуясь своими маленькими размера
просто пробираются внутрь неё и от туда её и пожирают. Кулинарная знаменитость данных мест гребешок А также совершенно фантастические создания голотурия Кукумария
Источник: http://www.mikle.ru/big/barencevo0603.htm | |
Просмотров: 2175 | Комментарии: 4
| Теги: |
Всего комментариев: 4 | |||||
| |||||
Путешествия в Териберку
[55]
Териберка глазами туристов
|
Статьи в СМИ [8] |
Штокмановский проект. Планы и реальность [6] |
Териберка глазами военных [2] |
Мурманская область в художественной литературе
[8]
Повести и рассказы
|
Териберка перед и во время Великой Отечественной войны (1941-1945) [3] |
Исторический заметки побывавших в Териберке в 19 - начале 20 веков [3] |
Дайвинг в Териберке [4] |