Главная » Статьи » Путешествия в Териберку

"Автоэкспедиция" на Кольский - мечта идиота? 2009 год июль.
Когда выезжали рано утром, температура за бортом опускалась до 4 градусов, но по мере продвижения к северу она поднималась. В итоге в Карелии в районе Пудожа уже была 23 градуса. А по приезду в Сегежу – 30 градусов. Дорога до Вытегры отличная. За 10 км перед Вытегрой начинается грейдер и потом просто безобразие. Проезжаешь Вытегру, в которой дорога видимо с войны осталась не ремонтированной. После нее дорога просто отличная и портится уже в Пудоже и после него. Поймал парочку ям, удар был чувствительный, но не сильный. В Карелии после Пудожа остановились перекусить. Цель — Сегежа, до нее 1045 км. У Грязовца познакомились с семьей из Мурманска, и они полдороги ехали с нами караваном.
До самой Пяльмы дорога безобразная, потом встречаются отличные участки, которые перемежаются безобразием. В общем, как и планировали, к 19-00 мы были в Сегеже. По дороге вспоминали места, где уже останавливались в прошлое путешествие в Карелию. Гостиницу нашли быстро, спросили пару аборигенов, первая старушка сказала ехать прямо, а там еще раз спросите. Второй – таксист объяснил так хорошо, что нашли быстро. Гостиница – первый этаж школы РОСТО, переделанный в достаточно приличную гостиницу недокласса. Типа общаги, с душем и туалетом на этаже, но чистая.собак пустили без проблем. Поставили машины, бросили вещи в машину и пошли по городу. Городок совершенно непонятный – нет улиц, по крайней мере в том месте, где стоит гостиница. Магазины – совок, много лиц кавказской национальности и гопоты… Перекусили молоком и пошли в душ и спать… Завтра отправляемся в 6 утра, завтракать решили в дороге на перекрестке с М-18, там же и заправимся.
Утром встали в 5-30, быстро собрались и в путь. В 6-30 были на М-18, позавтракали в кафе, я заправился, и тронулись в путь. До Кеми дорога была в принципе знакомая, потом до поворота на Калевалу, а потом начинался новый путь. Дороги в Карелии не то чтобы очень плохие, но и хорошими их не назовешь, в основном плохонькие, особенно после хорошего участка резко плохой… Как только въехали в Мурманскую область дорога началась хорошая, только иногда стояли знаки про неровности, но у них неровностями называется привычная нам Костромская дорога.

У знака Полярный круг фотографировались в майках, температура была + 23 градуса. Но после въехали в полосу дождя. И дождь шел до самого Мончегорска, где мы по-обедали. Дорога сказывалась, начали уставать, когда повернули на Туманный и Териберку, все уже устали. 70 км по прекрасному асфальту, потом поворот на грейдер. На повороте мы остановились и пошли посмотреть тундру. Как ни странно, сразу набрали грибов – боровиков. Они так прикольно растут в тундре, просто во мху. 42 км по грейдеру с камнями и пылью и мы в Териберке. Сначала заехали в сам поселок, зашли в три магазина, приобрели местного мурманского пива. Смотрели на нас как на иностранцев.

Териберка, как и Лодейное, вызвали волну грусти. Она даже заглушила восторг от Океана. Запустенье и нищета. Многие дома просто заброшены и стоят без окон и дверей. Но школа большая и отремонтированная. Немного поблудили по поселку и все-таки нашли дорогу на берег. Если в Лодейном проехать направо между двух желтых зданий, по-том свернуть налево, проехать мимо метеостанции и свалки, то выезжаешь на берег. Можно доехать до первой сопки, дальше только на полном приводе. Остановились на дороге, и пошли смотреть на океан! Нашему восторгу не было предела! Все разбрелись вокруг, рва-ли морошку на берегу, водоросли в полосе отлива, и фотографировались. Это был Океан! Трудно было даже вообразить, что мы на краю земли, и дальше только Океан. Был отлив, мы смогли пройти по перешейку на остров, где сидели чайки. Правда, что это был отлив, мы узнали позже, когда увидели, как полуостров превращается в островок, а потом скрывается под водой.
Поехали искать место стоянки. Дорога была полна валунов. Еле продрались сквозь нее, но потом выехали к такому месту, которое наши автомобили преодолеть не могли. Съехали с дороги прямо в тундру, поставили палатки и тент и принялись за готовку.

Пока Юля готовила ужин, мы сбегали на гору, потом с Саней искупались в Океане! Правда, если быть более точным, это было Баренцево море (внес поправку по настоянию читателя)! Но для нас это был край Океана! (Баренцево море — открытое окраинное море Северного Ледовитого океана) Правда первой искупалась Катя, просто поскользнулась на камне и промочила ноги. Мы с Саней нашли место, где удобно спускаться и искупались. В скалах была такая ванна, спуск и дно были ровные, но мелковато. Мы не собирались плавать, а хотели просто окунуться, а для этого «ванна» подходила как нельзя лучше. Обязательное фото для доказательства, что мы купались в Северном Ледовитом Океане. Начинался прилив.

Я когда лазал на гору, видел водопад. Много я уже прочитал про него и про бата-рею, которая расположена дальше. Завтра пойдем к нему. Гречневая каша с грибами в 24-00, светло как днем, местное пиво и непомерное счастье от пребывания на краю земли и на Океане. Наше путешествие началось.
Утро выдалось сухое и теплое, значит, не обманул прогноз погоды. Вчера легли поздно и все спали. Я наскоро приготовил завтрак, проснулась Даша, Марина и Саня. Остальные вставать не захотели. Мы позавтракали и пошли осматривать окрестности. Вышли в 8 утра, и за три часа осмотрели все вокруг.

Самые известные достопримечательности – Водопад, пляж яйцеобразных камней, артиллерийская батарея. Вся наша вылазка сопровождалась поеданием морошки, которая росла на этих сопках в огромных количествах. Фотографировали все подряд, стремясь запечатлеть каждый шаг наш на краю земли. Дети скакали как козы, но всех удивила такса, которая тоже пошла с нами и скакала, дай боже каждому. На обратном пути искупались в горном озере.

Когда вернулись, девушки остальные проснулись, мы с ними попили чаю, Ксения еще и искупалась в океане. Решили сходить все вместе на водопад, а потом мы с Юлей и Ксеней на батарею. Дорогу я уже знал. Дорога за сопку, у которой мы стояли, выведет вас к водопаду, она уже непроезжая, но проходимая. Мы, правда, не искали легких путей и шли от стоянки через гору. За водопадом будет небольшая сопка, за ней пляж из круглых камней разной формы, а вот потом за еще одной сопкой – батарея. Она видимо охраняла и вход в бухту Териберскую и в соседнюю. На батарее 4 орудия, ржавые и старые. Мы встретили мужичка, он оказался из местных жителей и рассказал, что они времен войны.

Водопад виден сверху с сопки, у которой мы стояли, но не производит такого впечатления как рядом с ним или внизу в ущелье. Девушки долго смотрели на него, ползали вокруг, трогали воду и радовались. После водопада Макаровы пошли к лагерю и Катя с ними, а мы тронулись дальше, пройти через пляж не могли, т.к. выпал дождик и спуск по скале был мокрый и очень скользкий. Пошли в обход по старой дороге. Дорога обрывалась сразу после водопада, через несколько десятков метров. Обрывалась просто в озеро, видимо раньше она была проезжая и вела на батарею. Теперь от нее осталась только тропа вдоль озера.

Макаровы в наше отсутствие сходили в поселок, пытались выяснить где купить крабов или семги, но местные как-то быстро опускали глаза при слове краб, что создавалось впечатление, что все они браконьеры.
Когда мы взошли на сопку, за которой была батарея, обнаружили, что по дороге к водопаду едет Камаз, Урал и два Уазика. Как потом оказалось – МЧСовцы или военные. Спустились мы от батареи к берегу, спугнули стаю чаек, погуляли по скалам и пошли обратно.

Военные уже расставили палатки и спросили, откуда мы, они проводили учения, молодых парней учили пользоваться альпинистским снаряжением. Вторая группа стояла рядом с озером за перевальчиком и собиралась стрелять по мишеням. Нас встретил командир, спросил все ли наши вернулись и просил не ходить в сторону водопада, т.к. будут стрельбы и прилетит вертолет. И началось – вертолет, стрельба – Егор один обрадовался. А потом начался дождь!

Источник: http://www.avtoturistu.ru/blog/otchety/1491.html
Категория: Путешествия в Териберку | Добавил: kustic (12.06.2011)
Просмотров: 801 | Теги: Териберка, север, Путешествие, Заполярье, Кольский полуостров, Баренцево море | Рейтинг: 0.0/0

Locations of visitors to this page