Главная » Статьи » Териберка перед и во время Великой Отечественной войны (1941-1945)

В категории материалов: 3
Показано материалов: 1-3

Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Комментариям · Просмотрам
Мудрость жизни   
А.А. Антонова д.р. 05.05.1932г

Шагов ее не слышно, походка легкая, быстрая, на ногах пимы из оленьего меха, они словно скользят по снежной глади, не утопая в снегу... Никто не скажет, что ей 78 лет, свои года Александра Андреевна Антонова не скрывает, считая, что в них мудрость человека, смысл его жизни. Более полувека живет в селе Ловозеро эта удивительная женщина. В квартире ее чисто, уютно, тепло, множество книг, среди них учебники саамского языка, стихи и книги на ее родном языке. Александра Андреевна учительница, переводчица с саамского языка, много лет работала на Ловозерском радио, где готовила передачи на родном языке, сама их вела в эфире.



Неугомонная она и сейчас. Утро начинает с того, что садится за компьютер, идет работа над словарем саамского языка - новый его вариант. Ей хочется весь свой богатый опыт филолога, педагога передать молодым.

Речь у Александры Андреевны красивая, выразительная. Можно бесконечно слушать ее рассказы.

Главный человек в ее жизни - это мама, Марина Артемьевна. Женщина, никогда не учившаяся грамоте, родившая и воспитавшая 10 детей, была лучшим образцом для подражания маленькой Шуре. Ее сказы о понимании жизни, житейские истории маленькая девочка впитывала с пеленок, особенно ей запала в душу история ее появления на свет.

Был май, весна в Териберке холодная, ветреная. Семьи саамов покидают дом в поселке и с оленями отправляются в горы к озеру Перхозеро. Там стоит рубленый дом - оленеводческая база, где до будущей весны они будут выпасать своих кормильцев - оленей.

Териберка перед и во время Великой Отечественной войны (1941-1945) | Просмотров: 1349 | Добавил: kustic | Дата: 27.12.2013

Отрывок из книги С.Ковалева "Свастика над Таймыром"
http://www.e-reading.org.ua/bookreader.php/146182/Kovalev_-_Svastika_nad_Taiimyrom.html


После возвращения из Финляндии фон Баумбах стал военно-морским атташе при посольстве Германии в Москве. В октябре 1939 года он посетил Териберскую губу и признал ее «заливом, недостаточно защищенным от непогоды и не подходящим для передовой базы немецкого флота».

С такой оценкой трудно согласиться.

Конечно, Териберская губа не столь хорошо защищена от ветров, как, допустим, другая предложенная немцам губа — Большая Западная Лица, но ведь еще в 20-е годы она служила основным местом укрытия английских и норвежских рыбаков. И в первую очередь — именно от осенних и зимних штормов. Две небольшие губы,[13] находящиеся в верхней части губы Териберская, глубоко вдавались в материк и были укрыты практически от всех ветров. Скорее всего, совсем не метеоусловия повлияли на окончательный выбор германского военно-морского атташе. Но что же тогда?


Корабли вступают в бой

Уже 22 июня 1941 г. Военный совет 14-й армии, которой тогда командовал генерал-лейтенант В. А. Фролов, отдал приказ о срочной переброске на западный берег Кольского залива 325-го стрелкового полка из состава 14-й стрелковой дивизии. Затем вечером 24 июня, за два дня до начала войны между Финляндией и СССР, началось выдвижение к финской границе 52-й дивизии генерал-майора Н. Н. Никишина, которая дислоцировалась в Мончегорске.

На Северный флот была возложена обязанность организовать перевозки личного состава, боевой техники, боеприпасов и снаряжения 52-й дивизии из Кольского в Мотовский залив. Для этого в Мурманске были созданы два транспортных отряда. Один был сформирован из судов Северного и Мурманского морских пароходств, а второй – из мотоботов и дрифтеров[28] мурманской базы тралового флота Севгосрыбтреста. При этом конкретные задачи обоим отрядам ставила транспортная служба Северного флота.

Первые конвои, состоявшие из одного-двух судов, пошли из Мурманска в Мотовский залив уже 23 июня. На следующий день они подверглись первым ударам с воздуха. Три Ju-88A атаковали транспорты «Шексна» и «Обь», шедшие в охранении эсминца «Громкий», но не добились попаданий. В районе острова Торос, на выходе из Кольского залива, еще три «Юнкерса» спикировали на транспорт «Моссовет», который в сопровождении тральщика следовал в поселок Новая Титовка. Бомбардировщики сбросили шесть фугасных бомб, которые взорвались в четырех-пяти метрах от правого борта «Моссовета», окатив его палубы огромными столбами воды. Однако швы усиленного противоледового корпуса транспорта, построенного на верфи в Копенгагене, выдержали динамический удар и не разошлись.

На следующий день немцы бомбили причал в Новой Титовке, куда уже пришел «Моссовет», но снова не смогли поразить его.

Наконец 26 июня Люфтваффе добились своего первого успеха в Заполярье. Ju-88 из II./KG30 атаковали в районе порта Териберка теплоход «Роза Люксембург» и добились одного прямого попадания. В результате на судне был пробит борт, погнуты переборки трюмов и машинного отделения, возникли очаги пожара. Усилиями команды повреждения удалось частично исправить, после чего судно своим ходом ушло на ремонт в Мурманск.


Форма входа


Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 91
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Locations of visitors to this page