Главная » 2011 » Июнь » 14 » Река Климковка. Описание ландшафта
Река Климковка. Описание ландшафта

Река Климковка

Вытянутое с ЮВ на СЗ озероподобное расширение, из которого начинается Климковка, обступают достаточно высокие сопки. После начала реки на протяжении около 3км до первого небольшого расширения идет серия несложных мелководных шивер (препятствие №1 на Климковке). При нашем уровне воды приходилось часто выходить и идти в проводку. В небольшом расширении имеется хорошее место для стоянки - маленький мыс у впадения ручейка по правому берегу. На этом ручье в 50м вглубь берега есть живописный водопад; с окрестных сопок открываются красивые виды.

Далее следует плес длиной ок.2км; после него - длинная серия мелководных шивер (преп. №2). Возможно, при ином уровне воды здесь можно будет идентифицировать индивидуальные препятствия, но в нашем случае все шиверы вплоть до озера Кольбар выглядели как непрерывная серия, и были одинаково непроходимы по причине мелководности.

Примерно через 2км после начала серии шивер встречается серьезный порог №3 (в отчетах именуется "Папа Валера"). Река сжимается с обеих сторон скальными стенками, при этом получается узкий канал с перепадом ок.1м, крутым поворотом на выходе (струя бьет в скальную стену) и крупными обливными камнями в наиболее узкой части. Осмотр и обнос - по правому берегу. При нашем уровне воды прохождение было невозможно по геометрическим причинам: расстояние между обливными камнями в узости было просто недостаточным для лодки. После порога вплоть до впадения в озеро Кольбар следует серия мелководных шивер (преп. №4), по характеру аналогичная серии №3.

Озеро Кольбар (хотя на картах это озеро наименования не имеет, здесь для понятности будем называть его озером Кольбар по имени высокой горы на его западном берегу) - достаточно крупное, примечательно трехрогим в плане мысом западного берега. Смотрящий на юг "рог" - высокий и скалистый. Средний "рог" - длинная песчаная коса - разделяет озеро на две части, оставляя проход шириной всего около10м. Северный "рог" - низкий, с болотцем в середине. В основании мыса есть два внутренних микроозера. Удобные и красивые места для стоянок можно найти в заливе между коренным берегом и южным "рогом", на широком пляже на северном берегу среднего "рога, а также в заливе между коренным берегом и северным "рогом".

С горы Кольбар (305м) к западу от озера открываются прекрасные виды (соседние озера Эрсманаявр и Кольбаръявр, окрестные сопки); с ее западного склона в озеро сбегает ручей с серией водопадиков. Западный берег озера точно напротив среднего "рога" представляет собой живописную вертикальную каменную стену. На г.Кольбар и на других окрестных горах попадаются сейды ("камни на ножках").

На выходе из озера - короткая простая шивера (преп. №5). Далее - озероподобное расширение общей длиной ок.4км. Окончанием этого участка является резкое сужение реки и крутой правый поворот. Сразу за поворотом находится серьезный порог-водопад (преп. №6). Общий перепад уровня - 7..9м. На входе - каскад ступеней, далее - узкий желоб, падающий вниз с большим уклоном и поворачивающий в процессе на 180°. В самом желобе - острые зубья прямо на струе. На выходе струя бьет в вертикальную стену. Осмотр и обнос - по правому берегу. Сразу за водопадом - мелководная шивера длиной ок.200м (преп.№7).

Далее до каньона остается ок.3км по озероподобному участку. У входа в каньон (преп.№8) две стены сопок сходятся, полностью закрывая горизонт. Река резко уходит влево и вниз в расселину между скалами. С воды каньон не виден (полностью закрыт скалами на входе), но пропустить его начало невозможно. Каньон имеет длину ок.4км, падение уровня воды в нем - ок.100м. В целом как водное препятствие непроходим.

В узости в самом начале каньона река полностью перегорожена завалом из огромных скальных обломков, и вода просачивается вниз под ними (т.е., река здесь, по сути, идет под камнями). На этой ступени по высоте теряется ~15..20м. После вода на протяжении ~1.7км идет в прямом и узком (менее 15м) каменном канале со значительным уклоном. На всем протяжении в струе - хаотически разбросанные огромные каменные обломки (отдельные пороги/препятствия выделить невозможно). Примерно в 1км от начала каньона в реку с левого берега сошел большой по площади обвал, и ок.200м река идет под камнями (т.е., открытой воды нет). В ~1.7км от начала каньона имеется участок реки с относительно малым уклоном, обрамленный по берегам широкими зелеными полянами. Здесь стены каньона ненадолго расходятся, и поток представляется собой мелководную шиверу шириной ок.30м. Длина этого участка - ок.600м. После него стены каньона вновь сходятся и следует пологий правый поворот. Уклон резко возрастает, и вновь идет хаотическое нагромождение крупных камней в очень узком (5..7м) русле со скальными стенами.

Через ~500м после начала данного участка вертикальная стена по правому берегу немного отступает, и есть ровная площадка-полка, на которой возможно встать. Далее стены каньона резко расходятся. В ~3.5км, считая от начала каньона, уклон становится несколько меньше, и река имеет вид бурной мелководной шиверы шириной 20..30м с крутыми поворотами (~1км в длину).

Прямо у входа в каньон на правом берегу имеется пляжик, удобный для остановки и осмотра места начала каньона. Однако, начинать обход каньона из этой точки невозможно. Для обхода каньона по правому берегу надо пройти на 100м выше по реке к маленькой поляне на правом берегу у впадения ручья. Отсюда можно подниматься на плато над каньоном. Тропа вверх начинается прямо от этой поляны, но очень слабо выражена и плохо видна в чаще берез. Перед подъемом с грузом тропу рекомендуется сначала разведать налегке. Подъем очень крутой. Набор высоты - 80м. Общее направление подъема - ЗСЗ.

Наверху практически сразу встречается небольшое озерко в закрытой от ветра скальной котловине. На его берегу есть небольшая каменистая площадка, на которой можно поставить лагерь. Котловина с озером находится в ~600м к юго-востоку от вершины доминирующей здесь горы Горбатая (276м). Строго говоря, на плато есть и другие места, где можно поставить лагерь, однако, следует уделять внимание вопросу защищенности от ветров.

На вершине г.Горбатая имеется тригзнак. С плато и с вершины открываются фантастические виды на окрестности. Видны море, острова Мал.Олений и Кильдин, множество озер вокруг. Ход каньона и точка его окончания не видны, так что необходима полноценная разведка подходов. Осмотр левого берега каньона в бинокль позволяет предположить, что обход каньона по нему тоже возможен, при условии подъема на достаточную высоту (~200м над ур. моря).

Первое место по правому берегу, в котором действительно можно удобно встать на воду после окончания каньона - это место впадения притока в 800м ниже поворота, где магистральное направление течения реки меняется с ССВ на ССЗ (приток этот, идущий в четко выраженной долине, хорошо виден на карте).

Наверху на плато есть целая сеть слабо выраженных троп, периодически появляющихся и исчезающих; явно выраженной тропы, ведущей к месту окончания каньона, обнаружить не удалось. Четких ориентиров на местности, показывающих путь к окончанию каньона, также не имеется. Таким образом, при поиске пути следует руководствоваться картой, компасом и, по возможности, GPS-навигатором. Общее направление движения от г.Горбатая - ССЗ; гипотетическое расстояние по прямой - 4.5км, но, естественно, за счет рельефа реальное пройденное расстояние будет бoльшим.

Рельеф плато, хотя и изобилует спусками и подъемами, опасного лазания позволяет избежать. С грузом везде можно идти, однако даже на самой высоте много небольших болот, местами сочится вода. К северу от г.Горбатая плато постепенно понижается, превращаясь в серию холмов, в котловинах между которыми много небольших озер. Конкретную точку спуска к притоку придется искать "по месту", так как явных ориентиров и здесь нет.

После окончания каньона, когда отроги гор уже расступились, по правому берегу еще около 1км продолжаются высокие галечные обрывы-осыпи. Впадение притока - в болотистой низинке. По левому берегу - необычно обширная и ровная площадка с редкими березками, удобная для стоянки.

От места впадения притока до устья идет серия быстрых и бурных, но мелководных шивер (преп. №9). В шиверах требуется активное маневрирование, кроме того, сама река на этом участке делает несколько крутых поворотов. По берегам - крутые галечно-песчаные обрывы, кое-где в воде - подмытые и упавшие с обрывов деревья. Участок этот имеет в длину ок.1.5км.

Далее река резко расширяется, в русле много отмелей. По берегам - пляжи, полоса осыхания прилива. Справа и слева в отдалении - крутые скальные стены. На берегу достаточно мест, где можно встать (видны следы рыбацких стоянок). Реку пересекает телеграфная линия. У самого выхода в море слева - высокая песчаная коса. Высокий и крутой скальный мыс правого берега закрывает вид на остров Мал.Олений.

Просмотров: 2019 | Добавил: kustic | Рейтинг: 0.0/0

«  Июнь 2011  »
20212223242526

Locations of visitors to this page