Главная » 2015 » Январь » 16 » О Териберке
10:55
О Териберке
Териберка. 
http://www.proza.ru/2014/12/07/60
фотографии взяты с сайта Колы http://www.kolamap.ru/arh/img/opencard/thumb.html

   С портопунктом Териберка  у меня были связаны первые годы работы в Мурманском морском пароходстве, когда существовала официальная пассажирская линия Мурманск – Териберка. Называлась она еще и по-другому – Восточная линия. Грузопассажирские суда ММП обслуживали эту линию почти до начала 80-х годов. Но после того как была построена более-менее нормальная грунтовая дорога из Мурманска до Териберки, – линию закрыли. Закрыли ее потому что большинство людей стало добираться до Териберки автобусом, а гонять туда-сюда полупустое пассажирское  судно  пароходству стало невыгодно. Ходили на линии Мурманск - Териберка почти все пассажирские суда, начиная с «Вацлава Воровского» и кончая «Акоп Акопяном» и «Каниным». Правда, «Вацлав Воровский» и суда типа «Мария Ермолова» заходили на рейд Териберки, следуя до Иоканьги, только для высадки пассажиров и выгрузки почты и багажа. Другие суда, которые стояли на регулярной линии до Териберки, становились на якорь надолго – от 8 до 12 часов. Надо было выгружать груз, которого обычно набиралось от 20 до 40 тонн. Для этого, времени  на выгрузку большого количества груза и времени надо было побольше. Больше всего я работал на этой линии на тх «Петродворец» (1971-1973 г.г.),  «Акоп Акопян» (1974-1975 г.г.), «Канин» (1976-1979), т.е. почти 9 лет. Заходил я туда и на тх «Вацлав Воровский», и на тх «Клавдия Еланская». Линия была интересна тем, что при длительных стоянках во время выгрузки груза, некоторым членам экипажа позволялось съездить на рыбалку, за грибами или за ягодами. На рыбалку ходили на судовой шлюпке или на катере на речку Климковку, а за морошкой – на остров Большой Олений, расположенный между островом Кильдин и Териберкой. Морошкой остров был просто усыпан. Большое 12-литровое ведро крупной морошки можно было собрать за 1 час. Весной, когда чайки откладывали яйца, можно было поживиться и ими. Дело в том, что если в гнезде чайки оставлять одно яйцо, то она докладывала туда еще пару яиц. Поэтому вреда для фауны побережья мы не наносили, а чаек разводилось все больше и больше. Научил меня  этому хромой диспетчер портопункта Териберка - Виктор Усов.
     .
   А сейчас хочу коснуться немного истории поселка Териберка. Первые упоминания о становище Териберка относятся  ориентировочно  к 1523 году, а может даже  и ранее. 
   Село Териберка -  это  старинное поморское становище в устье красивой  семужьей реки с одноименным названием. Существует фламандская карта 1601 года, на которой, возможно впервые, отмечен топоним Tiribery. В 1870 году, в связи с имперским планом колонизации Мурмана, здесь основывается постоянное поселение. Вот такие  строчки, были написаны в конце 19-го века: «Териберка мало уступает в промысловом отношении становищу Гаврилово, но превосходит его красотою своей местности и удобством своей гавани.  Это потрясающее место контрастов!» 

  Очевидцы тех времен  подтверждают появление постоянных русских поселенцев. В конце XIX века здесь уже был довольно развитый населенный пункт: имелась церковь, маяк, гидрометеостанция (первая на Мурманском берегу).
Еще раньше здесь работала Большая Петровская экспедиция, о чем свидетельствуют географические названия этих мест: мыс Деплоранского, губа Завалишина и другие. В начале XX века в Териберке были довольно развитые тресковые и акульи промыслы (занимались в основном норвежцы, имевшие здесь свою факторию и магазин), шла довольно активная торговля треской. В конце 20-х годов XX века был организован первый колхоз, имевший, кроме рыболовецких шняк, свою молочно-товарную ферму и оленье стадо. 

Очевидцы тех времен уже подтверждают появление постоянных русских поселенцев. В конце XIX века здесь уже был довольно развитый населенный пункт: имелась церковь, маяк, гидрометеостанция (первая на Мурманском берегу). Еще раньше здесь работала Большая Петровская экспедиция, о чем свидетельствуют географические названия этих мест: мыс Деплоранского, губа Завалишина и другие. В начале XX века в Териберке были довольно развитые тресковые и акульи промыслы (занимались в основном норвежцы, имевшие здесь свою факторию и магазин), шла довольно активная торговля треской. В конце 20-х годов XX века был организован первый колхоз, имевший  кроме рыболовецких шняк, свою молочно-товарную ферму и оленье стадо. Перед Великой Отечественной войной за трудовые достижения работники МТВ и рыбаки колхоза несколько раз удостаивались чести быть направленными на ВДНХ в Москву, отмечались правительственными наградами и дипломами ВДНХ. Примерно в то же время началось строительство судоремонтных мастерских в населённом пункте Лодейном. Наибольшего развития поселок Териберка достиг после окончания Великой Отечественной войны. В 1940-60 годах  здесь было уже два рыболовецких колхоза,  две молочно-товарные фермы, птицеферма, около 2000 голов оленей, ферма по разведению американской норки, два рыбозавода, мастерские и склады Беломорской базы Гослова. На полную мощность работали и развивались судоремонтные мастерские, велось активное строительство жилья и объектов соцкультбыта, имелся стадион, Дом культуры, клубы судоремонтных мастерских и рыбозавода, пионерский клуб, две школы — начальная и восьмилетняя, интернат для детей из посёлков с побережья, больница, поликлиника, амбулатория. Поселок Териберка был районным центром, довольно быстро развивался и рос. Упадок в селе начался в 60-х годах XX века, когда район перенесли в Североморск. Появились крупнотоннажные суда Мурманска, флота ушли в океан, прибрежный промысел потерял свое значение, а рыбопереработка,  в связи с развитием рыбного порта и рыбокомбината в городе Мурманске сошла на нет. В процессе «укрупнения» был ликвидирован колхоз «Мурманец» вместе со звероводческой фермой, распалась и Беломорская база Гослова, оленье стадо было передано в село Ловозеро, был ликвидирован рыбозавод, так как крупные суда не могли заходить в реку. В 1980-х годах при строительстве Териберских ГЭС было варварски уничтожено семужье стадо.

   Планы развития Териберки.
   В настоящее время разработан проект строительства завода по производству сжиженного природного газа (в рамках освоения Штокмановское газовое месторождения) в селе. Для этого предполагалось переселить старый посёлок (348 человек) в Лодейный (около 1 тыс. человек), против чего возражало население старого посёлка. В 2007 году Газпром решил не переселять посёлок и построить завод восточней Териберки (губа Орловка, губа Завалишина), против чего население не возражало. На 2009 год здесь идут изыскательские работы.

   Териберке обещают вернуть прежнюю славу. В Териберке прошли публичные слушания по Штокмановскому проекту. На вопросы жителей поселка отвечали руководители проекта. Интерес к общественному собранию проявили многие, однако, немногие смогли прийти. Бабушку Шуру, например, «Штокман» затронул напрямую. Рядом с ее домом теперь проходит дорога. По ней днем и ночью ездит строительная техника. Специалисты работают над возведением будущего огромного производства, которое будет за сопками. Сейчас туда прокладывают трассу. Недавно на месте колеи росла трава, а еще раньше стояли частные дома. Поселок процветал. Жительница п. Териберка Александра Михайловна Васильева говорит: «Мы по переселению сюда приехали и не знали, за что хвататься. Чего только не было. Фарш, мясо, рыба. А народу сколько было!». Териберке обещают вернуть прежнюю славу. О больших планах жителям поселка рассказывают большие люди, но население о переменах и не грезит. «Штокман» - это новые рабочие места, масштабное строительство, большие надежды. Так считает власть, и утверждают руководители проекта. Но сегодня, глядя на полуразрушенные дома и дороги, на нищету и безработицу, в светлое будущее жителям «перспективного» поселка верится как-то с большим трудом. Прогнозы людей сегодня пессимистичны. Еще 5-10 лет и Териберка вымрет. На публичных слушаниях был самый главный вопрос - нанесет ли «Штокман» экологический вред, ведь рыбалка - единственное верное средство не умереть с голоду. На общественных слушаниях заявляют - ущерба экологии не будет. Специально разработана технология очистки производственных сточных вод. Проект по морской части, можно сказать, готов. Заместитель главного исполнительного директора ОАО «Штокман Девелопмент АГ» Геннадий Зайцев сказал: «В настоящее время интенсивно ведутся проектные работы. Вчера прилетала группа из Донецка, которого мы рассматриваем, как генерального подрядчика при строительстве береговых объектов». Накануне в Териберке был облет с восемью посадками. Планировали размещение объектов технологического комплекса. Для его строительства нужна рабочая сила. Ее привлекут из поселка. В Териберке начнет развиваться инфраструктура. В 2016 году проект должен быть полностью реализован. Программа хорошая, но есть и хорошая русская поговорка:  «поживем – увидим». Вот это уж точно – увидим, если доживем!

 Река Териберка.
  С запада к бассейну Вороньей примыкает бассейн  реки Териберки. Общая длина реки 127 км. На своем пути река проходит через 18 озер разного размера. Отрезки реки между озерами в основном порожисты. Выше озера Репъявр (Куропачье) река относительно спокойна, а ниже его начинается цепь сложных участков, прерываемых только озерами. Большинство порожистых мест тянется на 200—300 м, русло завалено камнями, сквозной судовой ход нередко отсутствует. На протяжении 65 км насчитывается около 30 порогов различной трудности. Лишь в районе, где реку пересекает дорога Кола — Голицыно (река Воронья), Териберка становится широкой (до 100 м) и мелкой (менее 0,5 м). Река спокойно течет чуть больше 10 км, а затем снова идут пороги. За четвертым озером после дороги Кола — Голицыно начинается самый сложный и интересный участок Териберки. Берега в основном высокие; местами бурную, словно кипящую, реку сжимают вертикальные каменные стены. На этом участке пять водопадов: первые три высотой 2—3 м, а четвертый и пятый — 8—10 м. Наиболее красива Териберка ниже озера Лопъявр, где, прорезая скалы, она образует многокаскадный водопад. 
 
  Район Териберки  в 70-х годах был малолюден, здесь  было много грибов и ягод. Рыбный промысел в  реке Териберке был одним из лучших на северо-западе Кольского полуострова, но сейчас он  практически уничтожен, как впрочем, и сам поселок.
Ниже водопада в скале находился огромный колодец – отстойник семги, где рыба отдыхала и набиралась сил, перед тем, как начнет преодолевать сам водопад. Иногда в этом колодце собиралось до нескольких десятков семжин, в том числе и огромных – до 15-20 килограммов весом. Брать ее можно было голыми руками, так как рыбе некуда было деваться. Я как-то чуть не утонул в этом колодце в 1972 году. Повел меня за семгой диспетчер Усов. Он хромой, а я молодой был. Он меня и послал в колодец за семгой. Поймал и вытащил я кое-как две семги, предварительно оглушив их деревянной колотушкой. Умаялся я так, что сил нет. Сидим с Виктором Усовым на обрыве у колодца, курим, отдыхаем.  Семгу рядом с собой положили. А каждая кило по двадцать будет. Думаем, как рыбу дотащить до Териберки, чтобы еще и  на рыбинспекторов не нарваться. Да идти далековато, а у Виктора еще и нога одна короче другой, хотя мужик он жилистый был.  Решили рыбу выпотрошить и начинать двигаться. Только Виктор взялся за нож, а семга  встрепенулась, да как даст мне хвостом по ногам, что я с высоты метра три полетел ласточкой в этот каменный  колодец, наполненный живым серебром рыбы. Что тут-то началось - не передать. Видимо семга от испуга приняла меня за нерпу, своего главного врага, то ли еще что-то в ее голове произошло, но все стадо рыбы просто обезумело и начало так метаться по колодцу, что я не успевал подняться на ноги, как меня рыба сбивала снова в воду.  А Виктора наверху смех одолевает, наблюдая за моим барахтаньем среди семги. Еще и шутки отпускает в мою сторону. Тут мне уже не до шуток стало. Кричу Виктору снизу:  «Помоги! Веревку брось!».  Тут и он понял, что мне долго не протянуть среди взбесившейся рыбы. Быстро бросил он мне конец веревки, и я кое-как  выбрался из колодца. Вот такой он Териберский водопад. Говорили люди, что в этом колодце несколько человек утонуло. Ну, а мне, слава богу, повезло. Больше я туда не ходил. А моя семга потянула на 18 кило. Нормальная рыбка была, а не искусственная - норвежская
 
  Бухта Териберка – одна из лучших небольших бухт Кольского полуострова. Будучи почти открытой северо-западному ветру, бухта отлично защищена от северо-востока, востока, юга и запада. Помню, как мы спасались в бухте от 10-11-ти бального шторма на «Илье Репине» в апреле 1968 года. Зашли мы в бухту  своевременно; ветер крепчал,  а кренометр показывал уже  30° -35°  крена; экипаж была утомлен переходом из Иоканьги; большей частью все лежали пластом, особенно страдали пассажиры. Я стоял вахту на мостике с 08 до 12 часов. Мутило страшно, поэтому большую часть времени я стоял на крыле мостика. Проходили мыс Териберский и хотели дойти до Кильдинской Салмы, где можно было спрятаться от волны. За 2 часа вахты я продрог и промок, что еле стоял вахту, да и качки натерпелся вдоволь. Даже такому морскому волку, как капитан Игаун В.И. было не по себе. Было принято решение спрятаться в губе Лодейной, где можно было как-то  дать отдохнуть экипажу и пассажирам, которые от  качки просто «помирали» и просили спасти их. Зайти в губу Териберку было не так просто, так как поворот влево составлял для судна более 90 градусов. При заходе в бухту судно подставляло борт волне и его могло опрокинуть громадными волнами, которые шли от северо-запада. И дальше идти было невозможно, так как ветер усиливался  - до 40 м/сек.  Капитан вглядывался в набегавшие громадные валы. Ветер срывал клочья пены, и она захлестывала весь мостик. Видимости практически не было, а на радаре – пятно засветки, которое не поддавалось никаким регулировкам. Какое тут ВАРУ? Если честно, – мне было страшно. Но вот, выбрав только ему понятный момент, когда  уже мыс Териберский остался позади, Василий Иванович рявкнул на всю рубку:  «Лево на борт!!!» и «Илья Репин» быстро покатился влево. Качка на какое-то время уменьшилась. Судно ложилось на курс для входа в бухту. А в это время подошел страшный «девятый вал», который одним ударом положил «Илью Репина» на левый борт. Мне показалось, что это конец… Но конца не случилось. Постепенно крен уменьшился, волна пошла в корму. «Репин» летел в бухту как чайка. Скорость видимо была узлов 17-18.  Ход сбавили до малого. Приготовили два якоря к отдаче. Боцман и старпом были на баке и ждали команд капитана. А Василий Иванович, как настоящий профессионал, стал на два якоря у самого обрывистого и высокого берега губы Лодейной, который прикрыл наш пароход и от волны и от ветра. Сразу же стало тихо и спокойно. Я перекрестился, хотя считал себя атеистом.

  Отрадно было выйти из-под шторма и очутиться вдруг в царстве успокоения. Еще приятнее – и в этом последнем чувстве есть даже некоторое злорадство – слышать, как гудит и мечется этот шторм за вами, словно рычит, сердится, что вы ушли из-под него, рычит,  вас не касаясь; в погоню за вами долетают только какие-то клочья вихрей, которые кажутся вам сладкими дуновениями зефира – так они были для меня тогда  приятны.

   Обычно мы становились на якорь посередине бухты на глубинах 55-60 метров, отдав 4-5 смычек якорь-цепи. На этот раз, как мне показалось, отдали якоря в разнос на  2 кабельтова, почти у самых отвесных  скал Лодейной бухты.  Ветер быстро развернул судно, мы  вышли на обе якорь-цепи, которых было вытравлено по 9 и 10 смычек. Якоря задержали очень хорошо. Пароход стоял, как вкопанный, и его почти не водило на якорях. Простояли мы в таком положении более суток, пока шторм не утих, после чего, мы смогли последовать в Мурманск.  

  Аналогичный случай был у меня и на тх «Петродворец» в 1972 году зимой. Все повторилось, как говорится, чуть ли не «до миллиметра».  Такой же ураганный шторм, такой же страшный поворот и крен, и тот же капитан – Игаун В.И. Только я был уже не третий, а второй помощник капитана, и время было другое – с 12 до 16 часов поздней осенью.

   Вспоминаю и  еще один случай. Лето - 1972 года. Штиль. Солнце. Плюс 25 градусов по Цельсию.  Капитан - Стеркин Эмиль Лазаревич.  Мы заходим в  бухту Териберскую, чтобы стать там на якорь. В этой бухте, которая почти  круглая по плану и   не очень велика по размеру, в хорошую погоду на якорь мог стать любой штурман. Однако мы умудрились в этот раз потерять оба якоря. Первый якорь был потерян, потому что лопнул ленточный стопор во время  его отдачи на грунт. Когда лопнул стопор, то левый якорь вместе с якорь-цепью навсегда ушли в воду. А второй якорь с якорь-цепью были утеряны капитаном буквально  через полчаса, после того, когда Эмиль Лазаревич, согласно «своей хорошей морской практике», решил поймать его,  протралив дно Териберской  бухты, чтобы  правым якорем зацепить потерянный левый якорь с якорь-цепью, и вытащить их с помощью брашпиля на борт судна.   Потеря даже одного якоря в те времена считалось морской аварией. Мы все считали, что экипаж за потерю двух якорей обязательно строго  накажут и всех нас лишат месячной и квартальной  премий. Однако, наш капитан, ссылаясь на «хорошую  морскую практику», не только доказал аварийному инспектору и капитану порта Мурманск, что он действовал очень правильно и профессионально, что никого из экипажа даже не наказали и не лишили премий.

   В Териберской бухте  и  в губе Лодейной всегда базировался малый рыболовный флот прибрежного плавания, который базируется там и по сей день. Удобство здешней стоянки  флота заключается в том, что, во-первых – это удобная и закрытая от волны и ветров бухта, а во-вторых – выход в море начинается сразу, как только судно отошло от причала. А сегодня еще огромную роль играет то, что до Териберки из Мурманска проложена хорошая асфальтированная дорога, которая позволяет быстро доставлять продукцию рыбаков на рынок Мурманска и других крупных городов Кольского полуострова. Вот такая моя повесть о  древнем рыбном  становище Териберке.
Просмотров: 1044 | Добавил: kustic | Теги: Кольский, История, Териберка | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа


Календарь
«  Январь 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 91
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Locations of visitors to this page